
9 
октября 2014 года новостной пор-
тал Omg.md опубликовал статью, 
озаглавленную „Правительство 
Лянкэ сделало шаг к признанию 

Приднестровья”

В статье сообщается, что, впервые с мо-
мента провозглашения независимости 
Республики Молдова, правительство на-
значило ответственным за ведение пере-
говоров по приднестровскому вопросу 
одного из руководителей Министерства 
иностранных дел, после отстранения от 
должности вице-премьера по реинтегра-
ции Еуджена Карпова на время предвы-
борной кампании в связи с его участием в 
парламентских выборах от 30 ноября 2014 
года в качестве кандидата от ЛДПМ. Заме-
щение Еуджена Карпова, по мнению автора, 
является шагом к признанию Приднестро-
вья. Однако автор не приводит никаких 
аргументов в подтверждение этого заклю-
чения. Заголовок содержит тенденциозное 
утверждение о том, что правительство яко-
бы сделало шаг к признанию Приднестро-
вья, которое не подкреплено доказатель-
ствами. Помимо этого, в материале не обе-
спечено равновесие источников. Тот факт, 
что Еуджен Карпов временно заменен заме-
стителем министра иностранных дел Вале-
рием Киверь, представлен как незаурядное 
событие. Автор подчеркивает, что впервые 
Кишинев поручил МИДу ведение перегово-
ров по урегулированию приднестровского 

конфликта, который является 
внутренним вопросом. В информации от-
сутствуют мнения представителей МИДа 
или эксперта по вопросам приднестровско-
го урегулирования, для разъяснения сути 
этой перестановки в правительстве, а так-
же следует ли усматривать в этом какую-
то связь с возможным признанием незави-
симости Приднестровья. И, наконец, автор 
заключает, что  решение Кишинева обу-
словлено заявлениями некоторых полити-
ческих деятелей Румынии, утверждающих, 
что Республика Молдова, якобы, способна 
«устроить свою европейскую судьбу» без 
Приднестровья. Таким образом, автор при-
бегает к инсинуации, утверждая, что Ки-
шинев принимает решения под влиянием 
Бухареста, без приведения аргументов, до-
казывающих данное утверждение. Вывод: 
материал носит манипуляционный харак-
тер, лишен беспристрастности, а автор пре-
следует цель дискредитации Правитель-
ства и, следовательно, властей. 

(Из Отчета о мониторинге СМИ в ходе 
избирательной кампании, № 1) 

Страница против информационного 
манипулирования через масс-медиа

выпуск № 5 (63)

Из Кодекса телевидения и радио Р. Молдова
(Статья 7. Социально-политическое равновесие и плюрализм):

В целях соблюдения прав и основных свобод человека, 
при трансляции и ретрансляции программных 
комплексов реализуются и обеспечиваются 
политический и социальный плюрализм.

-	 Для поощрения и облегчения плюрализма в выражении 
мнений и позиций вещательные организации обязаны 
правдиво, взвешенно и непредвзято освещать 
избирательные кампании.

Страница издана Ассоциацией независимой прессы (API) при 
финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED)

Ответственная за выпуск – Лилия Захария.

Надин Гогу (CJI), Петру Маковей (API) и Василе Стате (APEL) представляют 
отчет о мониторинге СМИ № 3.  Источник:  API

Пресса не должна превращаться в 
электоральные вестники политических партий
В 

ходе предвыборной 
кампании на парла-
ментских выборах от 
30 ноября 2014 года, 

политические партии и канди-
даты использовали прессу для 
полировки своего имиджа, а 
значительная часть учрежде-
ний масс-медиа предвзято осве-
щали кампанию. Таково мнение 
экспертов, а также Координаци-
онного совета по телевидению 
и радио (КСТР), проводивших 
мониторинг освещения избира-
тельной кампании средствами 
массовой информации страны. 

Выводы отчетов, представлен-
ных Гражданской коалицией за 
свободные и честные выборы, по-
казывают, что большинство под-
вергнутых мониторингу учреж-
дений масс-медиа некорректно и 
предвзято освещали избиратель-
ную кампанию, благоприятствуя  
одним конкурентам на выборах 
и/или неблагоприятствуя другим. 
Три неправительственные орга-
низации: Ассоциация независи-
мой прессы (API), Центр независи-
мой журналистики (CJI) и Ассоци-
ация электронной прессы (APEL), 
пришли к такому выводу по ито-
гам анализа на протяжении двух 
месяцев (1 октября – 30 ноября 
2014) 35 медийных учреждений.

Оштрафованные телеканалы 
за предвзятое освещение 
избирательной кампании

Мониторинг освещения изби-
рательной кампании телеканала-

ми осуществлял и орган по регу-
лированию деятельности телера-
диовещания – КСТР. Хотя выводы 
отчетов КСТР большей частью со-
впали с выводами неправитель-
ственных организаций в области 
масс-медиа, телеканалы, нару-
шившие предусмотренное зако-
ном требование по обеспечению 
политического равновесия и плю-
рализма, были наказаны только 
символическими штрафами.

Так, на заседании от 14 ноября 
текущего года, члены КСТР при-
няли решение наказать телекана-
лы Prime TV, Publika TV, Canal 3 и 
Canal 2 максимальными штрафа-
ми, предусмотренными законода-
тельством (5400 леев), за благо-
приятствование в своих инфор-
мационных передачах Демокра-
тической партии Молдовы. Теле-
канал Jurnal TV наказан штрафом 
среднего размера в 3600 леев за 
несбалансированное представ-
ление конкурентов на выборах, 
минимальный штраф в 1800 леев 
был наложен на телеканал Euro 
TV за склонность к отражению в 
выгодном свете Либерально-де-
мократической партии Молдовы.

Редактор радиостанции «Сво-
бодная Европа», член Совета 
прессы Молдовы Алина Цуркану 
утверждает, что санкции КСТР 
по отношению к названным те-
леканалам несущественные, их 
эффект подобен укусу комара 
для слона: «Какой эффект может 
иметь «максимальный штраф» в 
5400 леев для телеканала, кото-

рый за минуту рекламы получает 
несколько тысяч евро? Нулевой. 
Члены КСТР не осмелились пой-
ти на ужесточение санкций на за-
седании от 28 ноября, и лишить 
телеканалы на определенный 
срок права на размещение ком-
мерческой рекламы. Якобы, для 
такого решения не набралось до-
статочного количества голосов. 
Спрашивается, имеет ли вообще 
смысл существование КСТР, если 
большинство членов совета дела-
ют вид, что не замечают грубые 
нарушения, допущенные в ходе 
нынешней кампании некоторы-
ми вещателями, открыто поддер-
живающими и продвигающими 
определенные партии?».

В свою очередь, председатель 
КСТР Дину Чокан говорит, что 
оштрафованные 14 ноября теле-
каналы впоследствии не были 
подвержены санкциям посколь-
ку было установлено улучшение 
ситуации. «В последующих пери-
одах мониторинга не было вы-
явлено серьезных нарушений в 
издательской деятельности этих 
телеканалов, поэтому к ним  не 
были применены предусмотрен-
ные законом ступенчатые санк-
ции», - заявил председатель КСТР.

В избирательных кампаниях 
правила журналистской 
деятельности не меняются

Эксперт и исполнительный ди-

ректор APEL Ион Бундуки утверж-
дает, что пресса и журналисты 
должны всегда соблюдать прин-
ципы профессиональной деятель-
ности, в том числе в ходе избира-
тельных кампаний: «В избира-
тельных кампаниях не должны ме-
няться ни правила журналистской 
деятельности, ни принципы жур-
налистской этики. Беспристраст-
ность, правдивость, корректность 
– все остаются в силе, никто их не 
отменяет. Журналистика означа-
ет адекватное информирование 
общественности, так должно быть 
всегда, независимо от периодов и 
обстоятельств». 

Омбудсмен API Инга Бурлаку 
говорит, что в ходе избиратель-
ных кампаний СМИ превращают-
ся в политические электоральные 
вестники. «Возможность зарабо-
тать денег на политической рекла-
ме, особенно на предвыборной, это 
огромный соблазн для прессы. Не-
смотря на это, важно, чтобы пресса 
не превращалась в электоральные 
вестники партий и не публиковала 
только проплаченные партиями 
рекламные материалы. В против-
ном случае масс-медиа рискует 
утратить доверие общественно-
сти. В ходе избирательных кам-
паний СМИ должны иметь много 
собственных материалов: анали-
тические статьи, расследования, 
чтобы предоставить потребите-
лям не только хвалебные мнения, 
проплаченные политиками, стре-
мящимися победить на выборах», 
рекомендует И. Бурлаку.

Правительство Лянкэ 
и «признание» 
Приднестровья

Голос экспертов 
Повлияла ли ретрансляция информационных 
передач телеканалов Российской Федерации 
на голосование избирателей Молдовы?

Василe Кантаржи, социолог Центра социологических 
исследований и маркетинга CBS-AXA:
— Значительная часть нашего электората черпает информацию 

только из российских СМИ. У нас почти треть электората не владеет 
румынским языком и основным источником информирования им 
служат именно российские СМИ, поскольку отечественные учрежде-
ния масс-медиа выпускают мало передач для русскоязычного населе-
ния. В нашем информационном поле преобладает российская медий-
ная продукция, чем и объясняются наши нынешние результаты. 

Алина Раду, журналист, директор издания 
«Ziarul de Gardă»:
— Я считаю, что электорат Молдовы проголосовал не самостоя-

тельно, а под влиянием множества ретранслируемых у нас россий-
ских телеканалов. Это опасная ситуация, поскольку посыл россий-
ских телеканалов крайне токсичный.  Я не против ретрансляции 
любого телеканала или радиостанции в Республике Молдова, я «за» 
свободу обращения информации в любой стране, от северного до южного 
полюса, однако информация, поступающая в дом человека с телеэкрана, должна соот-
ветствовать определенным требованиям, таким как корректность, достоверность, бес-
пристрастность. Все международные организации по мониторингу средств массовой 
информации квалифицируют прессу Российской Федерации как несвободную и гре-
шащую серьезными недостатками профессиональной этики. Почему же тогда Молдова 
соглашается принимать несоответствующий стандартам продукт, поступающий из 
России в огромном объеме? На мой взгляд, нужно обсудить стандарты медийных про-
дуктов, поступающих на рынок Молдовы, и запретить продукты, отравляющие ум и 
душу потребителя, подобно тому, как запрещаются фрукты с повышенным содержани-
ем урана или рыба, содержащая ртуть.

Виорел Чиботару, эксперт в области конфликтологии, дирек-
тор Европейского института политических исследований:
— Насколько мне известно, в информационных выпусках, ре-

транслируемых нашими СМИ из России, не было материалов, в ко-
торых непосредственно затрагивалась бы тема выборов в Молдове. 
Однако косвенно, в связи с событиями в Украине, наш электорат, 
думаю,  подпал под влияние информации, ретранслируемой из России, 
в которой постоянно говорят о негативных последствиях влияния на политическую 
жизнь Украины, оказываемого США и Евросоюзом.

Примеры информационного манипулирования


